Правовая информация

Статьи

Когда необходима консультация психолога

До сих пор не у всех людей есть правильное представление, кто такой психолог и чем конкретно он занимается. Например: некоторые по прежнему путают психолога с врачом психотерапевтом, иногда с врачом психиатром переживая, что после посещения психолога ребенку поставят, какой-нибудь диагноз и скажут что ребенок вообще «неадекватный» и лечить его нужно долго-долго…

Это не так, психолог не ставит диагнозов, и тем более не «приклеивает» ярлыков. Поставить диагноз - это компетенция врачей.

Психолог имеет высшее гуманитарное образование, это специалист, который получил подготовку в области научной и прикладной психологии. Психолог обладает знаниями о развитии и функционировании психики, о психологии личности и индивидуальных различий. Психолог может иметь специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: клиническая психология, детская психология, юридическая психология, психология личности, социальная психология и т.д.

Сейчас все большее количество родителей и специалистов понимают всю необходимость психологической помощи, особенно для детей. Родители все чаще сами обращаются за консультацией к психологу. Особенно в ситуациях, когда видят у ребенка сложности в поведении или в учебе. Реже родители приводят ребенка к психологу по рекомендации лечащего врача. Возможно, такие родители хотят верить, что для того, чтобы их ребенок изменился достаточно и медикаментозного лечения, они не готовы взять свою часть ответственности и совместно с психологом решать возникшую проблему. Ответственность родители делят с психологом, да и вообще с любым специалистом, 50 на 50. От этого зависит успех совместной работы.

Как помогает психолог родителям, обратившимся к нему? Консультирующий психолог помогает родителям увидеть особенности развития ребенка в данный момент и те «барьеры» в развитии, которые мешают ребенку, улучшить свое поведение, стать увереннее в себе, успешнее в учебе и т.д. Консультирующий психолог проведет комплексную диагностику развития ребенка. Исследование его познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-личностной сферы, составит индивидуальный маршрут развития, по которому будет работать с ребенком и консультировать родителей по стилю взаимодействия с ребенком.

Консультирующий психолог помимо диагностики ребенка проводит диагностику родителей, чтобы выявить стиль воспитания и личностные особенности родителей, которые в свою очередь влияют на формирование личности ребенка. Психолог поможет родителю и ребенку находить «общий язык», слышать и понимать друг друга, разрешать возникающие конфликтные ситуации, сохранять эмоциональный контакт и уважение друг к другу.

Поможет разобраться, в чем причина нежелания ребенка ходить в детский сад или школу и найти способы решения, этой ситуации.

Психолог поможет улучшить отношение ребенка со сверстниками, одногруппниками в детском саду и воспитателем или с одноклассниками в школе и учителями. Может помочь ребенку преодолеть неуверенность, тревожность, справиться с повышенной агрессией, страхами.

Если подвести итог сказанному, консультирующий психолог проводит диагностику, консультирует по ее результатам, консультирует по вопросам, касающимся детско-родительских отношений, личностных особенностей детей и взрослых, влияющих на их взаимодействие друг с другом и окружающими людьми. Проводит психологическую коррекцию и помогает клиенту изменить сложившуюся ситуацию. Основная цель консультирующего психолога, научить клиента справляться с возникающими жизненными трудностями и стать более эффективным в помощи самому себе, в использовании своих ресурсов с целью улучшения качества жизни.

Вот основные жалобы, с которыми родители чаще всего обращаются к психологу:

1. Ребенок не слушает родителей
2. Конфликты детей и родителей в семье
3. Потеря контакта с ребенком, проблемы понимания
4. Конфликты между детьми в семье
5. Ребенок не хочет ходить в ДОУ
6. Ребенок не хочет ходить в школу
7. У ребенка какое-то необычное, странное поведение
8. Ребенок испытывает трудности в общении с взрослыми
9. Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками
10. Профориентация подростков с 14 лет.
11. Заикание
12. Страхи
13. Опасения
14. Тревожность, неуверенность
15. Плаксивость
16. Агрессивность
17. Энурез, энкопрез
18. Навязчивости
19. Негативное восприятие себя
20. Конфликты между ребенком и учителем
21. Конфликты между ребенком и воспитателем
22. Конфликты между ребенком и группой ДОУ
23. Конфликты между ребенком и классом
24. Конфликты между ребенком и другим ребенок
25. Конфликты между ребенком и чужими родителями
26. Диагностика готовности к обучению
27. Диагностика развития
28. Неусидчивость
29. Неуспеваемость
30. Невнимательность
31. Медлительность
32. Безволие, лень
33. Утомляемость
34. Утраты одного или обоих родителей
35. Отсутствие интереса к жизни, депрессивный фон настроения
36. Попытки суицида
37. Диагностика ПТСР
38. Суицидальные высказывания

Выше мы говорили о психологе практике занимающимся консультированием и психологической коррекцией. Но в медицинских учреждениях имеет право работать психолог имеющий специализацию по клинической психологии, он знает границы психической нормы и патологии в развитии, проводит патопсихологическое исследование, проводит психологическую коррекцию, психотерапию. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Нейропсихология – это раздел клинической психологии. Психолог также может работать в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах и в учреждениях системы образования.

Психолог владеет особыми методами диагностики и коррекции, которые помогут выявить причину неуспеваемости ребенка в школе, и причину проблем с поведением. По результатам специальной схемы нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, психолог может написать индивидуальную коррекционную программу преодоления трудностей в учебе и поведении. Все наши психические процессы (внимание, память, мышление, речь, произвольные движения и действия) связаны с определенными отделами головного мозга. Психолог может с помощью специальных упражнений, влиять на поведение ребенка желаемым образом, менять поведение в лучшую сторону. Эти упражнения помогают, если можно так выразиться «доразвить», «скорректировать» ребенку отделы мозга, отвечающие за те психические процессы, которые «слабы» или «западают». После занятий с психологом ребенок станет более внимательным, будет лучше запоминать, улучшатся его мышление и поведение т.д. Что безусловно благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе, на его коммуникативных способностях и поведении в целом. Психолог помогает увидеть, понять, спрогнозировать, как дальше будет развиваться ваш ребенка, а также правильно построить коррекционную работу, в том объеме, в котором это необходимо.

Для того, что бы прийти к психологу, родителям обязательно стоит обратить внимание:

Если ваш ребенок:

1. получил родовую травму;
2. имел травмы головы;
3. получил общий наркоз;
4. мало ползал или не ползал совсем;
5. часто болел, принимал антибиотики;
6. имел повышенный или пониженный тонус;
7. родился с помощью кесарева сечения;
8. имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, ДЦП.

Если сейчас ребенок:

1. медлительный или излишне активный;
2. плохо усваивает учебный материал;
3. не сразу вас понимает, откликается не сразу;
4. много двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
5. невнимателен, часто отвлекается;
6. быстро устает, часто плачет;
7. имеет проблемы с памятью;
8. пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
9. не может описать, что видит на картинке, не может скопировать рисунок;
10.с трудом высиживает более 15 минут на одном месте.

Психолог может провести:

1. Нейропсихологическую диагностику и коррекцию психического развития детей и подростков с нарушениями и отклонениями развития высших психических функций.
2. Диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей с ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, ДЦП.
3. Нейропсихологическое обследование и коррекцию детей с трудностями обучения в школе.
4. Психологическую диагностику готовности ребенка к школе.
5. Диагностика развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
6. Коррекционные занятия, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.)
7. Диагностику детско-родительских отношений, консультирование по результатам и коррекцию.
8. Психокоррекционную работу со страхами, тревожностью, агрессивностью детей.
9. Психокоррекцию неврозов (тики, навязчивые движения, энурез и т.д.)
10. Консультирование по вопросу развития эмоционально-личностной сферы ребенка.
11. Консультирование по вопросу психомоторного развития ребенка.

Невозможно провести четкую границу между консультированием и психотерапией, но конечно есть определенные различия между ними: психологи-психотерапевты или врачи психотерапевты: делают акцент на личной перемене, какого-либо рода, практикующие психологи стремятся, прежде всего, помочь людям в использовании имеющихся у них ресурсов и в улучшении качества их жизни. Более правильным будет рассматривать консультационные подходы и методы психологической терапии. По сути, психологическое консультирование и психотерапия схожи, имеют много общего и отличие между ними только количественное, состоит оно в том, что психотерапевты больше по сравнению с практикующими психологами слушают своих клиентов и меньше время тратят на информирование, рекомендации и объяснения.

Психотерапевты с медицинским образованием имеют дело с более тяжелыми расстройствами. Психотерапия является в большей степени медицинским термином, в отличие от консультирования. Как практикующие психологи, так и психологи-психотерепевты и врачи психотерапевты используют одни и те же теоретические модели и «подчеркивают, что необходимо ценить клиента, как личность, выслушивать его сочувственно, воспринимать сказанное и поощрять стремление клиента помогать самому себе и отвечать за свои поступки».

Работа со взрослыми отличается от работы с детьми и психолог, владеющий психотерапевтическими техниками, не дает клиентупрямых советов и ответов на вопросы, но предоставляет возможность найти решение проблемы во время своих сеансов.

Если Вы хотите решить беспокоящую вас ситуацию эффективно, то необходимо учитывать, что конечный результат будет зависеть не только от квалификации специалиста, но и от вас самих, от вашего активного участия в процессе совместной работы.

Консультация взрослого может перейти в психотерапию, если клиент осознает, что для того, чтобы решить его проблему, ему нужно не только что-то узнать, но и изменить что-то в себе. Тогда встает вопрос – за какой срок это можно сделать? С уверенностью скажу – не за одну-две встречи. А ведь именно это может и подразумеваться некоторыми клиентами – «я приду к психологу, поделюсь своей ситуацией, он подскажет, что нужно или можно сделать или, по крайней мере, подскажет правильное направление. Мне рассказывали или даже я знают, что, занимаясь психотерапией, я не получу от специалиста прямых советов, что делать. И что же тогда делает хороший специалист, в результате чего мне станет лучше».

На самом деле ничего «сверхъестественного» психолог или психотерапевт не делает. Ожидание чуда – проявление магического мышления – приведет клиента к разочарованию. Психологи занимающиеся психотерапией не решают чужих проблем. В зависимости от психотерапевтической школы, в рамках которой работает специалист, он будет по-разному подходить к вашей проблеме, но в любом случае – не решать ее, а давать вам в руки инструментарий для самостоятельной работы.

Длительность психотерапии во многом зависит от того, как долго в ходе совместного поиска подбирается этот инструментарий, затем – принимаете ли вы его, или не можете его взять (это называется «психологическая защита»), как долго учитесь работать с инструментом. Эту самостоятельную работу вы можете осуществлять в сотрудничестве с психотерапевтом, но не сможете ее переложить на него.

Психотерапия направлена, как правило, не столько на решение конкретной изолированной проблемы клиента, сколько в целом на изменение способа выстраивания его отношений с собой, с другими людьми и с миром в целом. Этот способ (или способы) разворачиваются в ходе общения с психотерапевтом, который раз за разом отражает их вам, акцентирует внимание на ваших действиях и чувствах, и на своей реакции на них. В результате вы обогащаете свой «психологический инструментарий»,

И, в конечном итоге, Вы изменяете, способ общения с миром, прорабатываете свои неэффективные и мешающие вашему росту и развитию психологические защиты, получаете устойчивый результат. Но на это требуются усилие, время и смелость.

А за чудесами можно пойти – к эзотерикам и экстрасенсам.
Возврат к списку
Внимание! Медицинский центр «Альянс-2000» оказывает услуги на основании договора оферты.